Гармония и любовь во взаимоотношениях с ближними, без которых без ущерба здоровью нельзя обойтись во время совместных тренировок, способствуют росту взаимопонимания, ведут к преодолению различных препятствий между людьми и нейтрализуют вспышки агрессивности. Всё техническое содержание айкидо и способы его преподавания служат достижению только благородных целей. На первой ступени обучения начинающий айкидист, в зависимости от способностей, то или иное время интенсивно занимается изучением простейших технических элементов как то: стойки, исходные положения, дистанции боя, положения рук, перемещения тела и т. д. - и осваивает приёмы сохранения статического и динамического равновесия тела. Он учится контролировать, использовать либо нейтрализовать силы, которые оказывают воздействие на его тело либо изнутри, либо извне.
Эта ступень обучения имеет большое значение для начинающих и требует безраздельного внимания со стороны наставников и учителей. Поскольку эти элементы являются основными составными частями всех применяемых в айкидо технических приёмов, качество их исполнения оттачивается неустанными многократными тренировками. Только они являются определяющим фактором успеха на пути к мастерству.
Одновременно с ростом теоретических знаний всё тело занимающегося проходит подготовку для решения будущих сложных задач. Следует обратить особое внимание нетерпеливых учеников и поверхностных преподавателей на то, как значим первый этап для дальнейшего прогресса в ходе обучения. Вторая ступень начинается с изучения основных технических приёмов айкидо, которые выполняют как стоя, так и сидя. Вырабатываются навыки применения силы в противоборстве с соперником, но вначале в строго определённых умеренных пределах.
Поскольку, по мере совершенствования навыков, темп атаки становится всё стремительней, а техника оборонительных действий всё отточенней, наставник начинает предьявлять к демонстрируемым учениками приёмам всё более и более повышенные требования. Хороший наставник постепенно подводит своих учеников к освоению тех особых элементов и упражнений, которые раньше или позже приближают их к подлинному мастерству. Так, начиная с третьего кю (зелёный пояс) айкидисты уже могут начать отрабатывать элементы первой ката в положении стоя и, осваивая простейшие приёмы вольной схватки, учиться свободно отражать атакующие действия соперника.
Айкидо можно изучать и постигать, как с помощью опыта собственного тела, так и общаясь с наставником и своими партнёрами по татами. Об этом основополагающем правиле необходимо периодически напоминать тем ученикам, которые однобоко стремяться к совершенствованию преимущественно в духовном плане. Возможно, они хорошо освоят основные принципы и содержание айкидо, но никогда не смогут на деле соединить теорию и практику.
Если ученик на все атакующие действия соперника научился реагировать уравновешенно, без промедления и соответствующим той или иной ситуации образом, и его подсознание подготовилось к постижению духовного содержания айкидо, можно переходить к третьей ступени обучения.
Теперь можно заняться не только совершенствованием и оттачиванием всех многообразных элементов и техники айкидо, с которыми ученик познакомился ранее, но и начинать приобщаться и к другим формам, которые соответствуют его возможностям и способствуют росту его мастерства. К таким, например, относятся основные технические приёмы, используемые при вооружённом нападении. Все они способствуют повышению реакции и выносливости, особенно упражнения с несколькими партнёрами или нацеленные на отражение атаки в необычном для европейцев положении на коленях. Нельзя пренебрегать также и изучением двух других основополагающих дисциплин айкидо: тренировочных поединков с одним или несколькими нападающеми, которые происходят спонтанно, в зависимости от ситуации, а также ката, которые являются формальным и строго запрограмированным элементом, ведь основы его разработал ещё о-сенсей Морихей Уэсиба.
Только постоянное и неустанное повторение всех видов технических приёмов айкидо гарантирует неуклонный рост мастерства. Но если ученик попусту тратит силы на неосознанное и бесцельное времяпрепровождение и забывает о требованиях наставника и о законах окружающего его мира действий и борьбы, он никогда не станет частью универсальной гармоничной системы, которая его развивает и охраняет.
Занятия айкидо содержат в себе и медитационные элементы, а благодаря этому из изнурительной кропотливой работы превращаются в подлинный путь постоянного совершенствования (до).
Благодаря многолетним тренировкам скрытые в айкидо позитивные духовные силы высвобождаются. Они проникают глубоко в подсознание спортсмена и оказывают благотворное воздействие на все стороны его жизни.
Настоящий айкидист способен обрести самого себя и трезво определить свою роль и своё место в окружающем мире. Это наделяет его подлинной свободой решать и действовать. Внутренняя уравновешенность, присущая только айкидистам, гармония с окружающим миром позволяют также им мирно разрешать все конфликты.
Воспринимаемое вначале только поверхностно, как способ самозащиты, увлечение айкидо перерастает затем в совершенный образ жизни и специфическое состояние духа, которое углубляет сознание занимающегося и открывает ему новые горизонты бытия.
Настоящий мастер знает, что всегда следует стремиться к идеалу, даже если он почти всегда остаётся недосягаемым. Меньше всего надо обращать внимание на всевозможные поражения, разочарования, проявления недоброжелательности и неблагодарности. И даже после поражения надо находить свой путь к совершенству. Каждый кто занимается айкидо, должен приблизится к совершенству настолько, чтобы почувствовать своё гармоничное слияние со вселенной как с родиной всего живого, источником никогда не увядающей силы и символом постоянного обновления. Достигнув такого естественного состояния, действуйте, ведь вы как бы вместе с этим приобрели сильный, защищённый центр и получили возможность жить в мире со всеми людьми. Учтите, что лучшие мастера развивают драгоценную идею айкидо и сохраняют верность своему делу на протяжении всей жизни на пользу грядущих поколений.
"Истинная середина"
Все действия айкидиста, как правило, основываются на вере в существование некой гармонии космоса, которая является выражением всеобьемлющей регулирующей духовной силы (ки) - своеобразного абсолютного принципа, - т. е. универсального действия по воле творца. Она проявляется в динамике, цикличных структурах и длительном чередовании строго определённых действий.
Существует мнение, что человек как часть природы всецело подчиняется её законам. Значит, он может жить счастливо и целенаправленно, если будет следовать во всём природному порядку и, полагаясь на свою интуицию, действовать самопроизвольно.
Под термином "истинная середина" понимают в обьективном смысле состояние равновесия между небом и землёй, душой и телом, покоем и движением, силой и слабостью, напряжением и расслаблением, полнотой и пустотой.
В субьективном смысле - это положение (местоположение тела или местонахождение духа), которое должен занимать каждый человек в отношениях с другими людьми или с окружающим его миром, чтобы сохранить и усовершенствовать природную гармонию.
В отношении занятий айкидо под термином "истинная середина" всегда понимается центр тела (хара), который находится в постоянном равновесии и на безопасном расстоянии от нападающего и позволяет использовать "дыхательную силу". При утрате телесной "истинной середины" айкидист либо терпит поражение, либо его технические приёмы не достигают цели. Приобретённый опыт и регулярный самоанализ заставляют его постоянно изучать и осмыслять состояние своего внутреннего центра.
Симптомами явно нарушенного равновесия во всех областях жизни современного человека являются бессмысленное самобичевание, постоянное присутствие внутреннего беспокойства, страх перед неизвестностью, жизненная неустроенность, которых можно избежать.
Связанные с таким состоянием духа жизненные установки являются причиной духовных и физических отклонений от нормы. Те, кто переживает такой кризис, в большинстве случаев сами пытаются повлиять на свою судьбу, противятся прессингу внешних сил и хотят изменить жизнь на свой страх и риск всеми имеющимися средствами. При этом они часто не догадываются о том, что путём незначительного изменения собственных жизненных установок можно снова легко восстановить "истинную середину".
В этом им может помочь простой акт самоосвобождения, который делает человека способным уверенно принимать на себя либо отводить действующие с различных направлений "внешние силы". Причём это самого его ни в коей мере не сковывает, ведь он сохраняет свободу действий.
Каждый, кто хочет достичь совершенства в айкидо, должен тренироваться, постоянно усложняя свои упражнения. Таким образом он приобретает уверенность в том, что несмотря на перегрузки и различные неожиданные трансформации, его истинная середина способна выдержать любой натиск. Зная все возможности и границы её спонтанного применения, в благоприятные моменты спортсмен избавляется от страха перед падением - своеобразным символом поражения или неудачи - и раскрепощает тем самым все свои духовные и физические силы, которые до этого были закомплексованы только на собственном Я. Айкидист осознаёт радость бытия и наслаждается ею.
Существование "истинной середины" предполагает постоянную адекватную реакцию на действие всех постоянно изменяющихся внутренних и внешних сил. Однако не следует забывать о том, что теоретические размышления способны помочь вам лишь обозначить цель. Опыт, необходимый для интуитивного использования своих познаний, можно приобрести в результате длительных и упорных практических занятий айкидо.