г. Псков, с/к "СКАВ", ул. Советская 108

Псковский клуб традиционного
боевого искусства
Айкидо Takemusu Aiki

Новости ВК

Категории статей

Моя теория была простой - то АЙКИДО, которое мы знаем сегодня, не то искусство, которое практиковал и обучал О-сенсей, но скорее некоторое число производных форм развитых наиболее серьезными студентами изучавшими искусство под руководством основателя за относительно короткий промежуток времени. Этим объясняется значительная разница между стилями, сравнительно некоторого кол-ва обучаемых техник, и отсутствие Омоте, как религиозной перспективы в современных формах искусства. Это не критицизм этих "современных" форм, но скорее наблюдение основ в историческом исследовании идущему противоположно общему восприятию. Когда я переехал постоянно жить в Японию в августе 1977, я принял самостоятельное решение поучиться в Иваме под руководством Морихиро Сайто сенсея. В конечном счете, привлекательным для меня в Иваме было ударение на твердую и точную технику включающую айки кен и айки джо в тренировочный процесс. Я убедился, что близость Айки Шрайн и то, что тренировки в Иваме проходят там где находится персональное додзе О-сенсея были также сопутствующими факторами. В тоже самое время, у меня было поспешное мнение, что я не рассчитывал на то что техника Сайто-сенсея преданное продолжение айкидо основателя, но скорее рассматривается им как техническое мастерство в его правоте. Вспоминаю, что я поместил Сайто-сенсея в ту же категорию известных учителей как: Коичи Тохей, Шоджи Нишио, Сейго Ямагучи, и других имеющих высшее мастерство и развивающих оригинальные технические стили, которые первоначально внушены Морихеем Уешибой, и разошедшиеся в полностью различных направлениях. Я точно помню, что мои познания в японском языке были весьма ограничены в ту встречу, но я ухитрился обсудить с Сайто-сенсеем мои соображения по данной теме и мои сомнения, что его айкидо было тем же самым айкидо основателя, как он утверждал. Мое восприятие было основано на том факте, что техника Сайто-сенсея выглядела слишком различно от айкидо основателя, которое я видел до этого в фильмах. В кай-то мере забавляясь моим скептицизмом и несомненно моими нахальными рассуждениями, что я был его студентом, сенсей терпеливо объяснял, что причина моих сомнений была в том, что большинство из того, что было представлено в фильме основателем - было демонстрацией. Он указал на то, что публичные демонстрации техники основателем очень отличались от того, что О-сенсей показывал в додзе в Иваме. Сайто-сенсей продолжал настаивать на том, что и его ответственностью является точная передача айкидо основателя и, что это не было его намерением развивать "Сайто-рю айкидо". Несмотря на все его усилия, я не расстался со своими стойкими сомнениями даже несмотря на мое восхищение уровнем мастерства его технического исполнения, которое не вызывало вопросов. Далее, однажды примерно спустя два года после моего приезда, я брал интервью у Зензабуро Аказава, довоенного учидеши Морихея Уешибы из периода Кобукан додзе. Мр. Аказава показал мне техническое руководство опубликованное в 1938 г. и озаглавленное Budo (будо), которого я никогда не видел до этого. Там содержалось около пятидесяти техник демонстрируемых О-сенсеем лично. Пока я медленно переворачивал страницы, я с изумлением увидел, что выполнение некоторых базовых техник, таких как иккье, ириминаге, шихонаге были идентичны тому, что я изучал в Иваме под руководством Сайто-сенсея. Это было то, что основатель демонстрировал лично и, что я относил к стилю "Ивама" техник. Мр. Аказава любезно одолжил мне эту книгу и я поспешил показать ее Сайто-Сенсею. Я постоянно помнил место, которое я называл дверью к сенсею с которым я хотел разделить мое новое открытие. К моему удивлению, он никогда не видел и не слышал об этой книге раньше. Он одел свои очки для чтения и стал перелистывать страницу за страницей, его глаза сканировали последовательность техник. Тогда я почувствовал извинения к нему, в моих сомнениях его утверждениям, что он делает все возможное для полного сохранения техники основателя. Сайто-сенсей рассмеялся и очевидно с большим удовольствием сказал "Смотри, а я что говорил!" С этого времени (примерно 1979) и до сегодняшнего дня, Сайто-сенсей всегда путешествует с семинарами по айкидо имея копию Budo используя, как доказательство показывая особенности техники в оригинале обучения основателем. Не нужно говорить, что я был вынужден принять, что это был по крайней мере один инструктор, который распространял айкидо в том виде, в котором обучал основатель. Но делало ли это ложной мою теорию, что стили айкидо повсюду практикуемые сегодня имеют очень мало общего технически и философски с искусством основателя? Примите во внимание следующее. Если вы приходите в додзе к любому из главных учителей, вы находите, что движения его студентов очень похожи на учителя. Факт, что тот плохой студент, который не прилагает все усилия в подражании техники учителю. Очень часто возможно по демонстрируемой технике определить в каком додзе обучается (обучался) студент. Откуда же столь обширная разница между основными стилями айкидо, если все шиханы обучались непосредственно под руководством основателя? Некоторые говорят, что искусство основателя изменялось с течением лет и вся разница в технике его студентов объясняется различными датами обучения под руководством основателя. Другие утверждают, что О-сенсей обучал различным вещам различных студентов сообразуясь с их характерами и способностями. Я не нахожу ни один из этих аргументов особенно убедительным. Тот факт, когда я обнаружил старый 1935 года фильм Asahi News, много лет назад, я был удивлен насколько "современно" искусство основателя было даже в ранний период. Более того, основатель обычно обучал группы студентов, не индивидуально, и данный факт не дает поддержки теории, что он адаптировал свое обучение к индивидуальным нуждам студентов. Нет, я верю, что это очень необычные объяснения для этих важных расхождений в стилях. Я думаю, что это обусловлено прежде всего тем фактом, что очень редко студенты О-сенсея тренировались под его руководством. За исключением Йохиро (Хокен) Инои, племянника Уешибы, Гозо Шиоды, основателя Ешинкан айкидо, и Тсутоми Якава, довоенные учидеши О-сенсея изучали махсимум примерно 5-6 лет. Конечно это был достаточный промежуток времени для ознакомления с искусством, но не достаточно для мастера в огромном количестве технического репертуара айки будо с многочисленными тонкостями. Большинство из этих энергичных (сильных) молодых людей, которые участвовали, как учидеши, были вынуждены преждевременно закончить свои тренировки в воинском искусстве для прохождения воинской службы. Дальше больше, всего несколько человек из этих ранних учидеши продолжили тренировки после войны. То же самое может быть сказано и про послевоенный период. Вновь принятыми в этот период являются такие широко известные мастера как: Садатеру Арикава, Хироши Тада, Сейго Ямагучи, Шоджи Нишио, Нобиоши Тамура, Ясуо Кобаяши, и несколько позже Йошимитсу Ямада, Митсунари Канай, Казуо Чиба, Сейчи Сугано, Мнтсуги Саотоме и другие. Шигеноби Окумура, Коичи Тохей и Кисабуро Осава из, до некоторой степени уникальной группы, которая практиковала короткий промежуток времени перед войной, но достигли мастерского статуса после второй мировой войны. Никто из этих студентов не потратил сравнительно долгого периода времени для изучения непосредственно под руководством О-сенсея. Возможно это выглядит, как шокирующее утверждение, но давайте посмотрим на исторические факты. Перед войной, Морихей Уешиба использовал Кобукан Додзе в Токио, как свою базу, но он также вел большую деятельность на территории Кансай. Существующий факт, что он даже имел свой дом в тоже самое время в Осаке. По прошествии лет, нужно сохранять, чистоту информации выслушанных рассказчиков о старых временах, о том, что основатель много путешествовал и тратил может быть одну-две недели в месяц за пределами Кобукан додзе. Также, не забывайте, что ранние учидеши закончили существование кооптируясь, как инструкторы должные развивать популяризацию искусства путем широкомасштабной деятельности Омото- покровителя Сеньекай (Общество для популяризации Воинских искусств) возглавляемых Уешибой. Эти первопроходцы обучались сравнительно малый промежуток времени, они имели всего лишь ограниченные разъяснения основателя, потому что он часто отсутствовал в додзе, и часто сами уезжали из головного додзе осуществляя обучение самостоятельно. Во время войны и в года сразу после оной, О-сенсей укрылся в Иваме. Итак, в начале 50-х он начал подводить итоги своих путешествий и редких визитов в Токио и территорию Кансай. В конце 50-х частота его путешествий снизилась и это означает, что относится и к знаниям, которые он передавал в это время. Он разделял свое время между Ивамой, Токио и своими любимыми местами на территории Кансай, включающими в себя Осака, Камеока, Аябе, его родину Танабе и Шингу.Он даже посещал Кансу Сунадомари в далеком Кусю. Я помню, что слышал от Мичо Хикитсучи сенсея о том, что О-сенсей посещал Шингу более шестидесяти раз после войны. Полагаю, что он ссылался на период в 12-15 лет, мы видим, что основатель бывал в Кансай 4-6 раз в год. Проницательный читатель несомненно увидит к чему я веду. О-сенсей не преподавал в Токио регулярным образом после войны. Даже когда он появлялся на мате, часто он тратил помногу часов на лекции на эзотерические потусторонние предметы, полностью включая всех присутствующих студентов. Больше всего обучали в Хомбу в послевоенный период Коичи Тохей и представленный Дошу Киссомару Уешиба. Им помогали Окумура, Осава, Арикава, Тада, Тамура и последующие поколения учидеши упомянутые выше. Я хочу сохранить все полностью честным. Что я подразумеваю, когда говорю, что Морихей Уешиба НЕБЫЛ основной фигурой в Хомбу додзе, который бы день за днем обучал. О-сенсей был там с непрогнозируемыми интервалами и часто его уроки концентрировались на философских предметах. Тохей и Киссомару Уешиба это персоны наиболее отвечающие за техническое развитие айкидо внутри Айкикай Хомбу. Как и до войны, учидеши последующих лет обучали вне пределов Хомбу додзе в клубах и университетах после относительно короткого промежутка времени ученичества. Также, этот период имел характеристику как "инфляция данов", многие из этих молодых учителей получали продвижение со скоростью одного дана в год. В огромном кол-ве случаев, они также "перескакивали" уровни. Но это тема для другой статьи. Что же все это обозначает? Это значит, что рассматривать айкидо в послевоенный период, как находящиеся под обучающим руководством основателя было бы фундаментальной ошибкой. Тохей и Дошу заслуживают львиной доли доверия, не основатель. Это означает, что О-сенсей Морихей Уешиба не был серьезно вовлечен в обучение или администрирование айкидо в послевоенные годы. Он был в длительном уединении и слишком сконцентрирован на своих персональных тренировках, духовном развитии, путешествиях и социальной активностью. Также , необходимо отметить, вопреки сложившемуся стереотипу его имиджа, как мягкого, вежливого старичка, О-сенсей был также обладателем пронизывающего взгляда и героического характера.

Его присутствие не всегда было искомо (желательно) Хомбу додзе благодаря его критическим комментариям и частым вспышкам. Это правда подтвержденная большим количеством свидетельств из первых рук. В конце я намекнул на некоторые из этих вещей, но только недавно почувствовал уверенность достаточную для разговора благодаря веским доказательствам собранным от огромного кол-ва источников близких к основателю. Я не говорю, что эти комментарии помогут занимающимся в их тренировках или приведут их к ближе к их целям, но я надеюсь, что им поможет правда в этих важных предметах, эта комиссия Айкидо будет иметь глубокое понимание основ данного суждения. Я также надеюсь, что ключевая фигура Коичи Тохей, который в недавние годы был отправлен на второстепенные роли выглядит вполне достойно.

Стенли Пранин (Генеральный редактор "Aiki Jornal" ).
Из "Aiki jornal" N109 за 1996 (Перевод Олега Якимова).