г. Псков, с/к "СКАВ", ул. Советская 108

Псковский клуб традиционного
боевого искусства
Айкидо Takemusu Aiki

Новости ВК

Категории статей

Сайто Интервью 2

 

интервью с Морихиро Сайто

Интервью с Морихиро Сайто.

Интервью брал Гаку Хома сенсей. Практикуя Айкидо более чем 30 лет, Гаку Хомма является основателем Культурного Центра Ниппон Кан в Денвере Колорадо. Он является автором книги «Айкидо для Жизни» и других книг об Айкидо и Японской культуре.

От автора:

Похоже на то, что в каждом важном ключевом моменте моей жизни присутствовал Сайто Сенсей. Он был в Ивама в течении тех лет, которые я провел там в качестве учи деши Основателя, Морихея Уесиба. Спустя шесть лет после смерти Основателя, Сайто Сенсей приехал по моему приглашению, на демонстрацию для клуба Айкидо на базу военно- воздушных сил в Мисава, где я обучал - демонстрация привела к возможности для меня поехать в США в первый раз. Сейчас 20 лет спустя, в Октябре 1995 г. у меня есть возможность пригласить Сайто Сенсея для проведения занятий в Айкидо Ниппон Кан в Денвере, Колорадо. Кажется, не успели мы и глазом моргнуть, как быстро промелькнуло время. Я помню былые переживания так, словно это произошло вчера. Сейчас мне 45 лет, а Сайто Сенсею 67. Время прошло, мы стали старше, я думаю, что изменились наши характеры и черты, становясь более терпимыми и в целом благосклонными. Во время нашего семинара, по мере того, как я заботился о Сайто Сенсее и следил за тем, как он учит, я ясно осознал лишь тогда, как много времени прошло, и как о многом я могу вспомнить. Я никогда не слышал от Сайто Сенсея, во время обучения о вселенских силах, Боге, ауре, мире или КИ и я никогда не слышал, чтобы он говорил о других космических силах. И все же в каждом его движении, его тело выражало ощущение того, что заключено в этих словах. Эта власть касается людских сердец посредством выразительности его движений и является тем, что отличает его от других. Его физическая техника и его философия просты и прочно базируются на земных истинах, Он сам, и то чему он учит, основано на реализме, а не на иллюзорных концепциях, которые могут обмануть или сбить с толку По мере того, как я брал интервью у Сайто Сенсея, я не мог избавиться от ощущения, что я слушаю отца, передающего мудрость своего жизненного опыта будущим поколениям.

Гаку Хомма Сенсей: Сайто Сихан, Вы очень здоровый человек. В чем, по вашему мнению, заключается секрет Вашего здоровья?

Морихиро Сайто Сенсей: Сейчас мне 67 лет. В Японии это дает мне право избираться в совет старейшин города. Я получал много посланий и приглашений присоединиться к совету старейшин из городского офиса Ивама. Я не думаю, что я уже готов к этому. В чем заключается секрет моего здоровья? По правде говоря, нет никакого секрета. Я не ем много мяса или жирной пищи. Я ем продукты богатые клетчаткой. Поездки на семинары являются для меня хорошим шансом сбросить немного веса; обычно во время путешествия я не ем много. Исключение составил Денвер. Еда, которую Хамма-кун приготовил для меня, была так хороша, что у меня разыгрался аппетит. (Приставка «кун» указывает на близкие дружеские отношения.). Если у меня и есть секрет хорошего здоровья то пусть это будет постоянная занятость. Я пытаюсь создать ситуацию, в которой я постоянно занят, сохраняя позитивную активность целый день, ежедневно. Мой лозунг на каждый день гласит, что с каждым моим шагом, должно быть еще какое-то дело, которое должно быть выполнено. В день моего возвращения из США я отправлюсь в северную Ханшу для проведения демонстрации на Региональной Демонстрации Айкидо Тохоку.
Гаку Хомма Сенсей: В то время, когда я жил в Айки додзе в Ивама, все называли Вас «Моу- чан» (Моу - это сокращенное от Морихиро, а «чан» это знак уважения) или «Наполеон Ивама». Как Вы получили эти имена?

Морихиро Сайто Сенсей: С тех пор, как я стал учи деши в Ивама Додзе и до дня смерти Основателя, я был очень занятым молодым человеком. В то время, когда я был учи деши, я также работал на Японской Национальной Железной Дороге. Единственное время, когда я был предоставлен сам себе, это было время в пути от додзе до железнодорожной станции и обратно. Более того, у меня не было личного времени. Моя жизнь состояла из работы и тренировок. Я не мог послушать музыку, не мог следить за новинками моды или спорта, как другие ребята моего возраста. Иногда я работал в ночную смену на железной дороге, так что день и ночь для меня смешивались. Если я хотел выкроить время для личных дел - таких как, к примеру, починка униформы, я должен был сократить время сна. Горожане, окружавшие меня, говорили: «Наполеону нужно было только три часа на сон на своем коне, Моу - Чану Ивама дремлющуму, на своей одежде нужно только 30 минут сна и он снова готов работать». В конце концов, имя +Наполеон + прикрепилось ко мне и стало моим прозвищем. Мое тело не забыло того времени - я все еще занят! Прозвище Моу - Чан также приносит воспоминания. Не я выбирал ситуацию, но по определенной причине жители города Ивама и его окрестностях боялись этого имени. Каждый знал его, и на нем было клеймо. Если кто-то из соседней Якудза или местных парней создавал проблемы в Ивама, одно лишь упоминание имени «Ивамовский Моу-Чан» обычно останавливало их. Это было большим сюрпризом для меня. Однажды, как раз перед фестивалем, который должен был проводиться в Ивама, местные парни ввязались в драку с соперничающей группировкой из соседнего города. Похоже на то, что эта соперничающая группа хотела захватить торговую площадь на фестивале, и они полагали, что это могло быть хорошим поводом захватить территорию Ивама. Они собрами свою банду и отправились в Ивама во главе с Якудза. Один из молодых парней из Ивама прибежал ко мне и попросил меня о помощи и защите от противника. Сперва я отказался, не желая оказаться вовлеченным в личные разборки. Но будучи молодым и не зная значения страха, я в конце концов согласился помочь ему. Одев кожаную обувь, чтобы защитить ноги и тяжелую кожаную куртку, чтобы защититься от атаки ножом, я отправился оказывать помощь. Я был удивлен, когда я прибыл к месту событий. Я и не представлял как много, готовых драться, собралось на улице. Не зная, что еще можно сделать, я пошел между двух групп и сказал: «Драться в день храмового фестиваля - это не хорошо». Босс соперника вышел ко мне и спросил: «Эй парень, ты кто?». «Я Сайто»- ответил я, но это не подействовало, Затем кто-то из Ивама выкрикнул: «Он Моу- Чан Ивама». И тут, босс противника упал на четвереньки, склонил голову к земле и извинился. Я велел парням из Ивама, которые были зачинщиками драки, извиниться. Затем я взял главарей обоих банд и направился с ними в местный бар, чтобы успокоить их. Отчитывая парней из Ивама, я строго сказал: «Каждый, кто начинает драку неправ, и должен исправить ситуацию послужив тому, кому он причинил боль. Решите эту ситуацию сейчас!». На этом я покинул их. Большинство из горожан знали мое прозвище, но не мое лицо, поскольку я все время был занят на работе. Поскольку я практиковал Айкидо, казалось, что моя репутация росла сама по себе. Меня часто звали для решения незначительных споров, даже прежде чем вызвать полицию. Я все еще не уверен была ли моя репутация хорошей или плохой. (Смеется). Конечно же, у меня уже нет такого рода репутации. Те дни сильно отличались от наших дней. Времена были более невинными - особенно в сельской местности.

Гаку Хомма Сенсей: Мне кажется, что Вы по прежнему – «Наполеон Ивама». За этот семинарский тур, в течении двух недель Вы проделали путь в США из Японии, обучали на обоих побережьях восточном и западном, а затем приехали в Денвер, нисколько не отдохнув. Мне это кажется невероятным режимом. По Вашему мнению, что делает жизнь стоящей того чтобы жить?

Морихиро Сайто Сенсей: Что делает меня счастливым, так это учение, которое я унаследовал от Основателя. Я нахожу великий смысл в том, что посещаю моих учеников по всему миру, будучи способным останавливаться в их домах, учить и тренироваться вместе. Когда я дома в Ивама, если есть немного свободного времени, я наслаждаюсь проводя время в Айки но Ие (Айки котедж), сидя вокруг ифори (камин) ко старыми друзьями, кушая и выпивая вместе с ними. Это для меня счастливое время. В такие дни, я люблю более всего остального готовить. Я не очень придирчив к еде, но я очень разборчив, когда готовлю. К примеру, я люблю готовить мои собственные соусы из чили, который я выращиваю в моем саду. У меня есть особый способ смешивать чили с сезамовым маслом Он должен быть именно таким. Я также люблю готовить свою Удон (лапшу из белой муки) и Соба (лапша из гречьки). Я люблю сушить и молоть зерно, замешивать тесто. Я люблю готовить мой собственный соус из свежей отборной гречки. Я не люблю хвалиться, но я думаю что моя лапша имеет довольно хорошую репутацию. Я также люблю ходить в хиноки буро (кипарисовую баню) чтобы расслабиться, я не могу описать насколько это замечательно. Я уже дедушка, у меня 13 внуков. Еще я полагаю, что для людей у которых есть собственный додзе, нет возможности уйти на пенсию. Это мой долг продолжать. Я чувствую, что это моя обязанность обучить Айкидо Основателя, как можно больше учеников. Когда я умру, непосредственная связь с его техникой исчезнет. Я отдал 23 года в дань опыту тренировок с Основателем. Что я выучил, то я выучил под его руководством и тому чему я научился я обязан научить других. У других сиханов есть свобода, у меня нет. Есть сиханы рассеянные по всей Японии и по всему миру, которые, в одном месте собирались у стоп Основателя, чтобы тренироваться. Основатель понимал сущность Айкидо, и хранил его в своих ладонях. Те, кто недолго оставались у его ног, никогда не ухватывали достаточно тот дар, который Основатель хранил в своих руках. А затем они уезжали. Ивама для мира Айкидо является темже, что и к примеру Мекка для Мусульман или Ватикан для католиков. Метафорически Ивама - это дом света, и моя обязанность хранить сияние этого дома ярким. Для других сиханов дом света символизирует великие дела и достижения основателя. Они используют этот свет, чтобы освещать свой путь, по мере того как они ведут, в свободном плавании, лодки собственных свершений. Насколько долго этот свет продолжает светить из Ивама, корни Айкидо продолжают существовать. Я полагаю очень важно не забыть этого. Я присоединился к Ивама додзе в 1946 году. До смерти Основателя я проводил каждый день в течении 23 лет с ним. С момента его смерти, я оставался в Ивама, даже не взирая на то, что я получил должность сихана в Айкикай Хомбу Додзе. Каждый день, я остаюсь преданным хранителем этого света, в доме света оставленном Основателем. Я слышал, что некоторые айкидоисты отличают техники стиля Ивама от более современного Айкидо, называя стиль Ивама традиционным или даже старомодным. По моему, это ошибка. Я считаю, что если мы полагаемся на источник нашей собственной практики, мы сводим на нет ее действенность. Когда люди говорят, что Айкидо стиля Ивама старомодно, они напоминают мне людей рубящих сук дерева, сидя на нем. Я никогда не говорил, что Ивама рю Айкидо это единственно возможная действенная форма Айкидо. Каждый инструктор обладает своим собственным характером, который построен на его культурном наследии и окружении. Это естественно, что развились различные стили и организации. Путешествия по всему миру помогли мне понять это, поскольку я сталкивался с различными людьми, местами и культурами. Я думаю это полезно для учеников учиться у разных инструкторов и практиковать во множестве различных додзе. Тем не менее, я также полагаю, что это жизненно важно практиковаться в Фундаментальных техниках Айкидо. Мы не можем забывать источники нашей практики. В жизни людей обычно наступает время, когда они подвергают сомнению свои собственные корни и наследие. Я думаю, что это важно для каждого из нас включать изучение техник Основателя в свои собственные странствия в Айкидо. Наиболее близкая связь с источником Основателя, Морихея Уесиба, и ближайшая связь с ним это Ивама Додзе. Для сообщества Айкидо важно. Чтобы больше людей осознали, что корни нашей практики принадлежат Основателю. Важно следовать великому делу и достижениям Основателя - даже если это делается одним единственным человеком. По этой причине я храню свет в этом доме с тем чтобы он светил ярко в Ивама. Поэтому у меня нет свободы. Вместо свободы у меня есть мой долг - и я ценю его.Хранить жизнь додзё Основателя является смыслом жизни и моей жены.

Гаку Хомма Сенсей: Я знаю, что это было очень давно, но не могли бы Вы рассказать нам, на что было похоже то время, когда Вы стали учи-деши в Ивама Додзе?

Морихиро Сайто Сенсей: Я присоединился к Ивама Додзе в 1946 году. Это было сразу после того как Япония проиграла войну, и многое ресурсы не были доступны; это было время бедности. Родившись и проведя жизнь в Ивама, я поступил в Додзё, когда мне было 18 лет. Немного позже, несколько учи-деши Основателя из Хомбу Додз+ приехали в Ивама. Гозо Сиода (основатель +синкан Айкидо) приехал со своей семьей из шести человек (что немного удивило меня). Они оставались там, около двух лет. Коити Тохей (основатель Ки Айкидо) тоже приехал примерно в этот время, после демобилизации с военной службы. Я помню очень интересовался в то время, сделала ли его война стойким и сильным. Он покинул додзе, когда женился. Было еще два ученика, которые стали учи-деши одновременно со мной. Один стал региональным директором образования, а другой сейчас является членом парламента. Только я один застрял около Ивама (смеется). Трудно представить, на что походила Ивама в то время. Там, где сегодня можно увидеть дома, были акры дикого леса. Не были вымощены дороги, и когда шел дождь, некоторые из них превращались в грязь достигающую лодыжек. Мы носили «гета» (деревянные сандалии) с одной перекладиной выходящей из подошвы, поскольку бывало так, что грязь застревала между перекладинами обычных гета с двумя перекладинами и делала их слишком тяжелыми. Гета с одной перекладиной были лучше для ходьбы по грязи, а на сухой земле они были полезны для развития равновесия и координации! Мы использовали очень мало электричества, особенно около додзе. По ночам было так темно, что кто-то мог столкнуться с вами нос к носу и вы все еще не могли видеть кто это. Основатель был известным общественным деятелем, и он осознавал что электричество было только в этом месте. Разница между окружающей темнотой и светом в додзе по ночам делала это место похожим на нечто волшебное. Позднее, когда был построен мой дом, мы провели электричество от дома Основателя к моему дому. В то время это считалось роскошью. Горожане думали, что посещение додзе Уесиба сана было немного необычным. К примеру то, как мы учи-деши, были одеты, вызывало немало испуганных взглядов, когда мы шли по городу. Мы носили кейко ги (разорванные и залатанные на воротниках) потертые хакама (намного короче, чем в наши дни, примерно до лодыжек) и хаори (короткая куртка кимоно) украшенная узорами из батика. Мы носили железные дзе, чтобы укрепить наши руки, вращая ими и шумно волоча их по земле при ходьбе. Известно, что жители города не разрешали сыновьям ходить в дом Уесиба сана по определенной причине. В качестве угрозы родители бывало предупреждали своих капризных сыновей, что если они не будут себя вести надлежащим образом то их отправят к Уесиба сан (смеется). Бывало они называли нас «бан кара» (грубая и неотесанно выглядящая группа). Слушая местные сплетни, Основатель предупреждал не пугать так сильно горожан. Через несколько лет после окончания войны, жизнь начала возвращаться в нормальное русло. Страна все еще переживала переходный период, и многие не имели работы. Многие присоединившиеся к Ивама додзе, искали новый шанс в жизни. У нас также был сад в додзе, и было несколько больше ртов, чем мы могли прокормить. Основатель заставлял новых учи-деши работать на уборке близлежащих полей с тем, чтобы их можно было засеять. Поля были покрыты густыми зарослями бамбука, чьи ветвистые, подобно сети, корни делали очистку невероятно тяжелой работой. Несколько из новичков решивших, что эта работа была слишком трудной, объединились и исчезли ночью. Работа была тяжела и для меня тоже. Но, даже если я и хотелубежать, поскольку я родился и вырос в Иваме. Фактически, я все еще не сбежал (смеется), После инцидента с очисткой поля Основатель не часто предлагал людям выполнять задачи, которые были бы настолько трудны. Область у додзе, где мы сейчас практикуемся с бокеном и дзе это то место, где у Основателя и его жены был личный сад. Другие, более крупные поля были засеяны помидорами, горохом и рисом. В те дни у меня был маленький сад, который я обрабатывал в качестве хобби, только некоторым избранным учи-деши разрешалось работать в саду. Фактически, большинство учи-деши просили специально не работать в саду. Когда они делали это, то потом еще больше приходилось переделывать за них (смеется). Последним учи деши, работавшим в саду были Вы Хомма Кун. И служанка Основателя Кикуно-сан. Я помню Вас с вязанкой овощей за спиной, когда Вы отправлялись в Токийский Хомбу Додзе в качестве отомо (помошника). После смерти Основателя небыло других учи деши, которые выполняли бы особую работу в саду.

Гаку Хомма сенсей: Я тоже помню. В то время мне было только 17 лет. То были трудные дни. После завершения ежедневной утренней церемонии Основателем, я, бывало, сопровождал его в сад, чтобы собрать овощей для приготовления пищи в этот день или если их было больше чем нужно - отвезти их в Токио Хомбу Додзе. К разговору о Хомбу Додзе - я читал много статей и книг об истории Айкидо, написанных учи деши Хомбу. Но, когда я сопровождал Основателя в Токио, не было учи деши, живущих в Хомбу Додзе. Могли бы Вы разъяснить это.

Сайто Сенсей: В конце войны было много учи деши живущих в Хомбу Додзе. В своем большинстве, эти люди сейчас очень старые или уже умерли. По окончании войны, Основатель жил преимущественно в Ивама, Отправляясь в Токио только лишь для особых церемоний или событий. Из последнего поколения учеников, обучавшихся у Основателя, многие, кто говорит, что они были его учи деши, фактически были шидоин в Хомбу Додзе (помошниками инструктора) второго или третего дана. В большинстве сво+м получали около двухсот долларов в месяц как жалование, живя в дешевых апартаментах около додзе, и приходили в додзе только для практики. Эти Кайои Деши (ученики живущие вне додзе) не учавствовали в уходе за Основателем. Кроме того, что они ассистировали ему в качестве уке, кайои деши не было разрешено находиться возле него. Основатель внушал такое большое уважение. Многие сейчас говорят, что они были близки к Основателю, но фактически это не соответствует действительности. Позднее в жизни Основателя, незадолго до его смерти, даже сиханам высокого ранга было позволено только приветствовать его. Основатель не хотел, чтобы возле него было много людей, и фактически было очень мало людей, кто лично заботился о нем.

Гаку Хомма Сенсей: Говоря о тех, кто заботился об Основателе в его личной жизни, мы не можем забыть вашей жены. Можете ли Вы рассказать нам немного о ней?

Сайто Сенсей: В 1951 году Основатель очистил землю, на которой теперь стоит мой дом. Мы строили дом вместе. В ярде от него растет каштановое дерево, которое посадил Основатель. Поскольку я был учи деши, было ясно, что я должен был ухаживать за Основателем. Моя жена не была ученицей Основателя, так что на ней не лежало такое обязательство. Но она работала ещ+ больше чем я, заботясь об Основателе и его жене. Каждый день я уходил на работу, так что я не всегда был в додзе. Моя жена работала 24 часа в сутки в течении 18 лет, заботясь о них. Она так хорошо заботилась о них, что если по каким-то причинам она не могла быть там, жена Основателя Хатсу сталкивалась с проблемой, не зная где и что находится. Однажды Хатсу заболела и не могла говорить. Моя жена понимала, что та пыталась ей сказать, лишь глядя на шевеление губ. Вот как много времени она провела с ними. Я получил продвижение и признание достижений от Хомбу Додзе, но моя жена именно тот человек, который заслуживает наибольших заслуг, когда речь идет о заботе об Основателе и его жене. Только моя жена могла разговаривать с Основателем непосредственно, давая ему советы и высказывая свое мнение. Кроме того, что она заботилась об основателе, она также заботилась о нашей собственной семье и бесчисленных учи деши в течении многих лет. Я очень ценю мою жену.

Гаку Хомма Сенсей: Xорошо помню Вашу жену. Она всегда знала, когда появиться с большой чашкой до краев наполненной рисом. Как Вы только что сказали, если Основатель сердился, и вдруг появлялась Ваша жена, настроение Основателя чудесным образом становилось как у счастливого ребенка. Это поражало меня.

Сайто Сенсей: Как раз перед тем, как Основатель отправился в больницу в Токио, его болезнь была в своей наихудшей фазе. Мы все очень печалились о нем, но было сложно подобраться близко к нему. Было печально видеть великого мастера воинских искусств так близко к смерти.

Гаку Хомма сенсей: Возвращаясь к недавним событиям, сенсей, что Вы думаете о семинаре здесь в Денвере?

Сайто Сенсей: Сперва я был удивлен, что более 300 человек зарегистрировалось на весь трехдневный семинар. Это внушительное число! Очень приятно видеть семинар, который не привлекает внимания, предлагая «сладости» вроде экзамена и т.п. То, что независимый додзе, такой как Ниппон Кан может привлечь так много учеников со всего мира только лишь достоинствами собственно семинара, очень хорошо. Я понимаю, что там принимали участие ученики более чем 17-ти различных организацийи других независимых додзе. Мне очень приятно, что так много людей приехало. Я думаю, что Основатель на небесах также должен быть счастлив. Сообщество воинских искусств, включая сообщество Айкидо, стоит перед фактом того, что в будущем все больше и больше групп станут независимыми, особенно в США и Европе. Организация Айкикай Основателя должна уделить этому внимание. Я полагаю, что в большей степени для них было бы мудрее и признавать, и уважать независимые организации а не создавать более строгие правила и большие ограничения. Это бы открыло путь более теплым отношениям и более стабильному будущему. Движение за границы членства в организации или отношения к стилю, это прекрасная возможность для прекрасных людей собраться вместе, как это и продемонстрировал этот семинар. Философия любви и гармонии Основателя была провозглашена на семинаре в Денвере. Я был бы счастлив отправиться куда угодно, чтобы обучать такую аудиторию. Это моя миссия.Вы Хомма-кун не являетесь членом Айкикай или Ивама-рю Айкидо. Нол это не имеет значения. То что независимое додзе, как Ниппон Кан смогло собрать боле 300 человек вместе не должно оставаться незамеченным. Ученики Вашего додзе должны гордиться уникальной структурой его деятельности и репутацией, которую он приобрел благодаря Вашему вкладу в сообщество. Я не думаю, что есть необходимость делить достижения Вашего додзе с другой организацией. В личном плане я надеюсь, что смогу оставаться советником и куратором Ниппон Кан. Так как я предвижу много независимых додзе в будущем, мне бы хотелось, чтобы это послужило хорошим примером для следования другими. У меня большие надежды на Вашу роль в утверждении статуса независимых додзе.

Гаку Хомма Сенсей: Большое спасибо Сайто Сенсей!

Сайто Сенсей: По окончании семинара я слышал, что многие говорили: Ивама рю Айкидо значительно более дружественно, чем мы думали, мы полагали, что стиль Сайто Сенсея будет более строгим и суровым. Моим девизом в обучении является осуществление счастливой практики, которая ясно демонстрирует урок этого дня, так чтобы ученики могли полноценно понять и унести его с собой. Конечно же я всегда хочу безопасной практики без неприятностей и травм. Во время обучения, если я чувствую, что объяснение будет, я прошу учеников сесть поудобнее. Если в помещении слишком много человек, я прошу людей сзади встать с тем, чтобы было видно. Я пытаюсь двигаться по всему помещению, так, чтобы каждый мог видеть все ясно. Я объясняю медленно и ясно. Я не заинтересован только лишь в бешенном бросании уке. Только в этом году, я трижды путешествовал. За все время я проводил семинары за пределами Японии более 50 раз. Я чесно не знаю, как долго еще я смогу продолжать обучение по всему миру. Если мое здоровье будет таким же хорошим и дальше, то я чувствую, что я должен продолжать мою миссию в знак благодарности Основателю. Меня делает счастливым тот факт, что у меня есть замечательные ученики активно обучающие и практикующие в США и по всему миру. Я доверяю моим студентам ссылаться на мою волю и философию. Благодаря их усилиям, люди со всего мира путешествуют в Ивама, чтобы тренироваться в качестве учи-деши. Иногда я слышал от учеников, которые тренировались в Ивама, что у них по возвращении в свою родную страну возникали проблемы с другими группами Айкидо. Это касается меня, поскольку эти люди очевидно не в полной мере понимают то, чему они научились в Ивама. Они закрепляют свое непонимание неправильным представлением Ивама рю Айкидо другим. Это никогда не было моим намерением. Важно, в первую очередь, то что мы работаем бок о бок с другими в сообществе Айкидо на дружеской основе. Сейчас я путешествую с моим «отомо» но было время, когда я путешествовал сам. Однажды, когда я приехал в аэропорт на северо-западе США, гам не оказалось никого из встречавших. Поскольку я не мог говорить по английски, то это была проблема. К счастью, мимо проходила группа японских туристов и я последовал за ними к выходу из аэропорта (смеется). Я не могу забыть , как много времени я носил в моей сумке рисоварку, готовя себе во время путешествия. Я никогда и не представлял, что я буду сидеть в доме Хомма-кун и есть японскую пищу в Денвере, Колорадо.

Гаку Хомма Сенсей: Это была большая честь и удовольствие, Сенсей. Большое спасибо!

(Перевод Олега Овчаренко).